Сравнение широкоугольных объективов Pentax

Появилась возможность сравнить объективы SMC Pentax K 30mm f2.8, smc Pentax-FA 31mm f1.8 Limited и smc Pentax-FA 35mm f2. Все трое относятся к умеренно широкоугольным объективам для полного кадра 24х36 мм, то есть охватывают чуть больше пространства, чем «нормальные полтинники». Сегодня, применительно к цифровым камерам формата APS-C, эти объективы рассматриваются как «нормальные» или штатные.

Описание и конструкция

Рис.1.

 

Рис. 2.

На Рис. 1 обсуждаемые объективы сфотографированы все вместе с боку, что позволяет сравнить размеры, а на двух из них ещё и прочитать маркировку. Расположены объективы в порядке возрастания фокусного расстояния. На Рис. 2 объективы сфотографированы со стороны передней линзы, что позволяет пересчитать количество лепестков диафрагмы и наименование фирмы и модели для первого объектива. На маркировку я обращаю внимание в связи с тем, что по каким-то для меня не выясненным причинам маркировка на корпусе или оправе объектива часто не совпадает с обозначением на упаковке, в гарантийных документах, руководствах по эксплуатации, буклетах и каталогах. Для первого из рассматриваемых объективов менялась и маркировка на оправе: до 1977 года было «SMC PENTAX 1:2.8/30», а после – «smc PENTAX 1:2.8 30mm» без косой черты, но c буквами «mm». Характерным является отличие в обозначении светосилы на упаковке и на самом объективе: на упаковке указано «smc PENTAX-FA 31mm F1.9 Limited», а на оправе объектива – «smc PENTAX-FA 1: 1.9 31mm Limited».

SMC Pentax K 30mm f2.8 — ветеран, точнее заслуженный пенсионер. Объектив производился с 1975 года примерно по 1980 год. Оптическая схема содержит 7 линз, разделённых воздушными промежутками. Оптическую схему можно посмотреть, например, ЗДЕСЬ. Диафрагма объектива состоит из пяти лепестков. Диапазон установки диафрагмы 1/2.8 — 1/22, с переменным шагом в одну целую или половину ступени: 1/2.8 -1/4 — 1/4.5 — 1/5.6 — 1/6.7 — 1/8 — 1/11 — 1/13 — 1/22. Встроенной бленды нет, съёмная бленда не предусмотрена. Может использоваться бленда, ввинчивающаяся в резьбу для светофильтра. Естественно, никакого автофокуса, ручная фокусировка. «Чистая механика» — так иногда фотографы говорят об объективах, не имеющих контакта электрической передачи значения диафрагмы от камеры в объектив. В те времена пределом совершенства считалось автоматическое определение выдержки по установленному значению диафрагмы (приоритет диафрагмы). Ну а положение кольца установки диафрагмы передавалось в камеру механически специальным поводком – та самая «чистая механика». Сегодня существенно то, что цифровые зеркальные камеры не имеют ответного механизма для отслеживания положения кольца диафрагмы. А значит нет возможности автоматически установить выдержку по значению диафрагмы. А по причине отсутствия электрического контакта на объективе нет возможности управлять диафрагмой со стороны камеры. То есть экспозиционная автоматика системы камера-объектив не работает. Но доступен режим предварительного замера освещённости и ручной установки выдержки – полуавтоматический режим: на камере устанавливается режим «M» (Manual, ручной), репетиром диафрагмы устанавливается её рабочее значение и по индикатору экспонометра подбирается нужная выдержка. По сегодняшним меркам это конечно сложно, (к полной экспозиционной автоматике, как ко всему хорошему, привыкли быстро), но, тем не менее, спасибо инженерам фирмы Pentax за то, что обеспечили совместимость старых объективов хотя бы с такими ограничениями; для систем других производителей с совместимостью старой оптики дело обстоит гораздо хуже. При всех эксплуатационных ограничениях, объектив вызывает уважение и симпатию: оправа выполнена очень добротно, оптический блок перемещается плавно и не вращается, кольцо фокусировки имеет обрезиненную рифлёную поверхность и вращается легко, но без люфта, и наконец радует глаз изящный блестящий ободок на передней кромке этого фокусировочного кольца.

Объектив smc Pentax-FA 31mm F1.8 Limited является представителем «аристократического» семейства Limited, что говорит само за себя. Объективы семейства Limited считаются компактными, но про smc Pentax-FA 31mm F1.8 этого не скажешь; – в нашем обзоре он самый большой. Автофокус – «отвёрточный» ( SDM-мотора нет), количество лепестков диафрагмы – 9. Имеется некое подобие бленды. Переключатель ручной и автоматической фокусировки отсутствует (включать-отключать нужно на камере), но в остальном функционал предельно развит: кольцо диафрагмы позволяет устанавливать её размер со стороны объектива (тоже с переменным шагом), электрические контакты – управлять со стороны камеры (при установке кольца диафрагмы в положение «А»), причем с шагом 1/2 ступени во всём диапазоне от 1/1.8 до 1/22. Разумеется, обеспечена работа в режим MTF (фирменная фишка фирмы Pentax), имеется поводок для механической передачи диафрагмы в камеру… Короче, обеспечена максимальная совместимость как со старыми камерами, так и с новейшими. Единственное ограничение: отсутствие автофокуса на некоторых бюджетных камерах, на которых сэкономили на электромоторе, понадеявшись на SDM-мотор объектива. Оптическая схема содержит 9 линз в семи группах (подробности ЗДЕСЬ), лепестков диафрагмы – 9. Производится с 1999 года.

Объектив smc Pentax-FA 35mm F2 типичный представитель серии FA по конструкции и дизайну: обратите внимание на обрезиненное кольцо фокусировки, вынесенное на переднюю кромку корпуса объектива. Ничего удобнее я не встречал: камера с объективом лежит на ладони левой руки, большой и указательный пальцы безошибочно нащупывают прорезиненное кольцо и управляют фокусировкой. Автофокус казался излишеством. В конструкция этого объектива предусмотрена переворачивающаяся бленда, которая фиксируется байонетным соединением как в рабочем положении, так и в походном. Бленда не мешает устанавливать и снимать переднюю крышку объектива и пользоваться светофильтрами. Более того, для использования поляризационных светофильтров есть закрывающееся окошечко в нижней части бленды. Оптическая схема содержит 6 линз в пяти группах, задняя линза — асферическая (полную информацию можно получить ЗДЕСЬ). Функциональные возможности такие же как у smc Pentax-FA 31mm: кольцо диафрагмы позволяет устанавливать ее размер со стороны объектива (тоже с переменным шагом), электрические контакты — управлять со стороны камеры (при установке кольца диафрагмы в положение «А»), причем с шагом 1/2 ступени во всём диапазоне от 1/2 до 1/22, обеспечена работа в режим MTF (фирменная фишка фирмы Pentax), имеется поводок для механической передачи диафрагмы в камеру. Короче, обеспечена максимальная совместимость как старыми камерами, так и с новейшими.

Оценка формируемого изображения

В основе оценки проверка резкости в центре кадра по методике и средствами, описанными ЗДЕСЬ.

Сразу скажу, что все три объектива формируют настолько резкое изображение, что для сравнения взяты снимки с разрешением 90 лин./мм (обычно 75 лин/мм). Для объективов с небольшим фокусным расстоянием, широкоугольников, повышенная резкость в центре кадра закономерна. Трудности для разработчиков состоят в том, чтобы обеспечить резкое изображение по полю и в углах кадра, минимизировать падение яркости на краях кадра и побороть хроматические аберрации.

Сначала сравним изображения, полученные при диафрагме 2 и 2.4 от объективов Pentax-FA 35mm и Pentax-FA 31mm Limited.

Рис. 3. Pentax-FA 31mm Lim f=1:2
Рис. 4. Pentax-FA 31mm Lim f=1:2.4
Рис. 5. Pentax-FA 35mm f=1:2
Рис. 6. Pentax-FA 35mm f=1:2.4

При съёмке с разрешением 90 лин/мм при диафрагме 2.0 резкость чуть выше у Pentax-FA 35mm, но у Pentax-FA 31mm Limited размытость изображения приятнее для глаза (может это и есть боке). При этом в зоне нерезкости дальше ПНФ видим хроматизм (зелёный окрас) у Pentax-FA 31mm Limited, а в зоне нерезкости ближе ПНФ виден хроматизм (красный окрас) у Pentax-FA 35mm. При съёмке с разрешением 90 лин/мм при диафрагме 2.4 опять резкость чуть выше у Pentax-FA 35mm, а хроматизм существенно меньше.

Сравним изображения на диафрагме 2.8, формируемые всеми тремя объективами при съёмке с разрешением 90 лин/мм при диафрагме f=1:2.8.

Рис. 7. Pentax K 30mm f=1:2.8
Рис. 8. Pentax-FA 31mm f=1:2.8
Рис. 9. Pentax-FA 35mm f=1:2.8

Pentax K 30mm и Pentax-FA 31mm Limited дают одинаковые картинки, а Pentax-FA 35mm выигрывает у обоих. Для Pentax K 30mm это выше ожидаемого, так как у большинства объективов при полностью открытой диафрагме изображение откровенно мылит (первое значение диафрагмы не рабочее). А ветеран Pentax K 30mm показал результат ничуть не хуже «аристократа» Pentax-FA 31mm Limited. Тут ещё следует отметить цветность: Pentax K 30mm заметно синит (холодит) изображения. Или наоборот — молодые и более светосильные соперники желтят.

 

 

 

Рис. 10. Pentax K 30mm f=1:5.6
Рис. 11. Pentax-FA 31mm Lim f=1:5.6
Рис. 12. Pentax-FA 35mm f=1:5.6

При диафрагме 4 резкость у всех трёх объективов выравнивается, но хроматизм меньше всех у ветерана Pentax K 30mm. При диафрагме 5.6 резкость остаётся равной, но становится заметно как точка наилучшей резкости сдвигается вперёд у Pentax K 30mm и Pentax-FA 31mm Limited, а у Pentax-FA 35mm этот эффект шифт-фокуса выражен существенно меньше. Конечно, для широкоугольников проблема сдвига точки фокусировки вперёд-назад не столь важна, как для портретников и макро-объективов. Но раз это стало заметным, то замолчать было бы неправильно. Как, впрочем, не буду и зацикливаться на этом вопросе и утомлять однообразными картинками.

Стоит отметить ещё одну особенность, проявляющуюся в изображениях, формируемых объективами, существенную именно для широкоугольников. Я имею ввиду способность формировать изображение объектов, находящихся на значительном удалении. Такая задача характерна для съёмки пейзажей, для чего и предназначены в первую очередь широкоугольники. На Рис. 13  полное изображение, формируемое на матрице формата APS-C (объектив Pentax K 30mm).

Рис. 13. Кадр-APS-C (Pentax K 30mm)

В центре кадра, в удалении, здание красно-бежевого кирпича. До него 1700 метров. Это здание и выбрано тест-объектом.

Горизонт «потерял» при съёмке, но не стал выравнивать в редакторе ради чистоты эксперимента.

 

Рис. 14. Pentax K 30mm F1/8.                                           Далее на рисунках 14 — 16  «вырезки» центральной части кадра размером 360х270 пикселей. Диафрагма везде 1/8. По моей оценке наибольшую резкость обеспечивает Pentax-FA 31mm Limited.  Для сравнения рекомендую скопировать «вырезки» (это привычные JPG-файлы) и просмотреть на компьютере в любой удобной Вам программе.

 

 

 

 

Рис. 15. Pentax-FA 31mm Limited F1/8
Рис. 16. Pentax-FA 35mm F 1/8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устойчивость к бликам.

Три снимка на полном кадре. Бленду не использовал. Диафрагма во всех трёх случаях 1/8. Снимал на плёночную камеру и сканировал плёнку. Блики старался поймать видоискателем. Вот снимки, сделанные испытуемыми объективами.

Рис. 17. Pentax K 30mm F 1/8
Рис. 18. Pentax-FA 31mm Limited F 1/8
Рис. 19. Pentax-FA 35mm F 1/8

 

 

 

 

 

 

Поверьте на слово: в видоискателе я видел точно такие же блики, плёнка все повторила. Про цветопередачу в видоискателе ничего не скажу; всё внимание было уделено бликам. Так вот: «аристократ» Pentax-FA 31mm Limited, как я его назвал, бликует больше всех, но при этом сохраняет цветопередачу. Pentax-FA 35mm не бликует совсем (в видоискателе мне не удалось поймать блик), но цвет исказил откровенно. Ветеран Pentax K 30mm занимает позицию в промежутке между конкурентами: немного бликует, но искажения цвета не максимальные. В этом испытании я отдаю предпочтение Pentax-FA 31mm Limited.

Вывод

По совокупности испытаний победителем считаю Pentax-FA 31mm Limited. Преимущество незначительное. Оправдана ли цена — не знаю, тем более, что цены (с учётом вторичного рынка) столь разнятся, что и сравнивать их не просто.

 

С уважением,

Точин Сергей Александрович.