Обзор объектива Samyang 135mm F2.0

Южнокорейская компания Samyang Optics Photo Lens — сравнительно молодой участник мирового и российского рынка фототехники. Но в России эта фирма очень быстро прошла период скептического отношения к ней, выступает очень достойно, а  своим объективом SAMYANG 2.0/135 mm 1:2.0 135mm ED UMC удивила, чтобы не сказать поразила. Знакомимся. 

Встречаем по одёжке

Упаковка и комплектность.

Фото 1. Упаковка объектива.

Объектив упакован в коробку приятной цветовой гаммы с фотографиями объектива на трёх боковых сторонах. На всех гранях присутствует наименование «SAMYANG» в фирменном стиле красного цвета, ну и конечно модель объектива. Для фиксации объектива используются поролоновые вставки (Фото 1).

_
Фото 2. Информация о вариантах поставки на упаковке.

На четвёртой боковой стороне коробки сведены в таблицу габаритные размеры объективов всех десяти выпускаемых вариантов крепления (байонетов) для разных камер (Фото 2). Отличия габаритов обусловлены разницей рабочих отрезков и конструкцией байонета. Вариант для камер Pentax (байонет типа K) имеет длину 120,6 мм. Естественно, всё что сказано, проверено именно на варианте для Pentax, но многое, в первую очередь качество изображения, без сомнения можно отнести к модели вообще.

_

«Функциональная» часть комплекта (комплект без упаковки и документации) включает в себя пять элементов: собственно объектив, бленду, переднюю крышку, заднюю крышку и мягкий тканевый чехол (Фото 3).

Фото 3. «Функциональная» часть комплекта поставки
_
Фото 4. Объектив с блендой в транспортном положении.

Как и у многих объективах, бленда может быть установлена как рабочем положении, так и в транспортном, перевёрнутом (Фото 4). Перевёрнутая бленда служит дополнительной защитой при использовании «штатного» тканевого чехла. Впрочем, для переноски в фото-сумке такого чехла более чем достаточно.

_
Фото 5. Instruction manual и руководство пользователя.

Вместе с «Функциональной» частью комплекта поставки присутствует и документация:
— инструкция на английском языке (Instruction manual) и руководство пользователя на русском языке (Фото 5);
— сертификат  качества (Фото 6);
— гарантийный талон поставщика в России.
Русская версия руководства пользователя не совпадает с английской и содержит «неточную» информацию, а именно: асферической линзы в составе объектива нет, ступеней диафрагмы восемь, а не девять. Угадывается описание объектива о светосилой 1.4, которое подложили по ошибке.

_
Изображение 6. Сертификат.

Сертификат качества, похоже, относится только к экземпляру с указанным номером. Интересно сравнить подписи директора по качеству на разных экземплярах — факсимильные или оригинальные.

Дизайн

Внешность объектива представлена на Фото 3 и Фото 4. В глаза бросается красный ободок с металлическим блеском возле кольца управления диафрагмой (Фото 7 и Фото 8). Наверняка, это элемент запатентованного дизайна для целой линейки объективов.

Фото 7.
Фото 8.
_

Слева и справа от шкалы глубины резкости дважды, в разных вариантах, указаны два основных параметра — светосила и фокусное раcстояние: «2.0/135 mm» (Фото 7) и «1:2.0 135mm» (Фото 8). Никак мне не разгадать, зачем использовать два варианта, но особенно интригует зачем их указывать рядом. Более того — не могу умолчать о разнообразии обозначений, используемых для одного изделия. Смотрите:

  • на корпусе объектива — «Samyang F2.0/135 mm 1:2.0 135 mm ED UMC» .
  • на коробке — «Samyang F2.0/135mm 1:2.0 135mm ED UMC Telephoto Lens»;
  • в таблице на упаковке «Specifications 1:2.0 135mm ED UMC»;
  • в сертификате — «Samyang Optics Photo Lens — 1:2.0 135mm ED UMC»;
  • в англоязычном Instruction manual — «135 mm F2.0 ED UMC»;
  • в руководстве пользователя на русском языке — Samyang 135 mm F2.0 ED UMC;
  • на официальном (англоязычном) сайте изготовителя — «135mm F2.0 ED UMC»

Из всего этого многообразия выбрал вариант «Samyang 2.0/135 mm 1:2.0 135mm ED UMC» как на объективе. Ведь документация и упаковка могут потеряться, а маркировка на изделии, надеюсь, не сотрётся.

Фото 9. Серийный номер объектива.

Впервые вижу серийный номер объектива на байонете (Фото 9). Обратите внимание: номер не будет виден при установке объектива на камеру! Замысел не понятен.

Особенности конструкции

Рассматриваемый объектив имеет ручную фокусировку. Соответственно, объектив снабжён кольцом фокусировки прорезиненным и широким настолько, что фокусировку можно выполнять при креплении бленды в транспортном положении (Фото 4). С удовольствием отмечаю, что направление вращения совпадает с принятым у Pentax (вправо, по часовой стрелке, при фокусировке в сторону «бесконечности»).  Усилие, которое необходимо приложить при фокусировке, достаточно большое (и это хорошо) и переменное, что встречается в объективах, где имеется механизм с плавающей фокусировки (см. пункт 1 руководства пользователя на Фото 5). Механизм плавающей фокусировки перемещает группы линз на разные расстояния по сложному закону, причём зависимо друг от друга и относительно друг друга. В нашем случае мы можем убедиться, что передняя и задняя линзs сдвигаются на разные расстояния, а значит и относительно друг друга, при изменении положения кольца фокусировки от положения «бесконечность» до положения «0,8 м » (Фото 10, Фото 11, Фото 12 и Фото 13).

_
Фото 11. Положение передней линзы при фокусировки на минимальную дистанцию 0.8 м.
Фото 10. Положение передней линзы при фокусировке на бесконечность.

Фото 10 демонстрирует положение передней линзы, когда объектив сфокусирован на «бесконечность» (видно по меткам шкалы). На Фото 11 видим положение передней линзы при фокусировки на минимальную дистанцию 0.8 м. Надеюсь, хорошо видно, как переместилась на несколько (около семи) миллиметров вверх и повернулась примерно на четверть оборота передняя линза (видно по технологическому шлицу, который переместился вправо по окружности).

 

Фото 12. Положение задней линзы при фокусировке на бесконечность.
Фото 13. Положение передней линзы при фокусировки на минимальную дистанцию 0.8 м.

Задняя группа линз перемещается значительно больше — примерно на 30 мм, что хорошо видно при сравнении Фото 12 (состояние для «бесконечности») и Фото 13 (0,8 метра). При всех этих перемещениях оптических компонентов при изменении дистанции съёмки от «бесконечности» до минимальной (0.8 метра), кольцо фокусировки необходимо повернуть на три четверти оборота, а не на четверть оборота, как повернулась передняя линза. Значит кольцо фокусировки имеет сложную кинематическую связь с остальными оптическими компонентами — группами линз и, возможно, узлом диафрагмы. Все эти сложности нужны для обеспечения наивысшего качества изображения во всём диапазоне фокусировки. Нам, пользователям, это стоит знать чтобы понимать, за что платим деньги.

А теперь обращаю внимание на ещё одну особенность. При всех перемещениях линз объектив не меняет длину. Перемещения линз происходят в габаритах корпуса объектива. Резьба под светофильтр выполнена именно на корпусе (на Фото 4 светофильтр виден под крышкой). Фильтр при фокусировке не вращается. Но главное в том, что светофильтра как крышка закрывает объём объектива и камеры, и этот  объём постоянный. При фокусировке воздух не выдувается, а не всасывается, что ещё важнее. Значит не всасывается и пыль. Это очень ценное эксплуатационное свойство.

Байонет объектива полностью соответствует варианту, который фирма Pentax обозначила как «КА», который совместим со всеми вариантами байонета K фотокамер Pentax, причём не только механически, но и функционально. Вариант «КА» разрабатывался во времена неавтофокусной оптики, но автоматика управления экспозицией была вполне совершенной и происходила смена поколений: от «чистой механики» переходили к «электрике». Соответственно, от разрабатываемых камер и объективов требовалась поддержка как «чистой механики», так и «электрики». В обеспечение этого требования байонет «КА» оснащён электрическими и механическими элементами функционально дублирующими друг друга: имеется электрический контакт для управления диафрагмой со стороны камеры, а кольцо управления диафрагмой на объективе имеет положение «A»; имеется поводок для механической передачи в камеру предустановленного (кольцом) значения прыгающей диафрагмы, что актуально для старых плёночных камер; обеспечена работа «прыгающей» диафрагмы. Фирма Pentax реализовала в своих камерах технические решения, которые обеспечили работу экспозиционной автоматики с минимальными ограничениями на всех поколениях своих объективов. Рассматриваемый объектив от Samyang полностью соответствует концепции Pentax поддерживает все без исключения экспозиционные режимы камер, как плёночных, так и цифровых. Это весьма ценно для «пентаксистов», так как объективы с близкими параметрами (135 mm и F 2.0) в исполнении для Pentax не выпускаются. Обратите внимание — многие современные объективы вовсе не имеют кольца управления диафрагмой; всё управление идёт со стороны камеры. К слову сказать, версии рассматриваемого объектива для Canon и Sony поддерживают не все экспозиционные режимы, о чём указано в руководстве пользователя. Приверженцам фирмы Pentax, тем, кто привык управлять диафрагмой при помощи кольца, нужно учесть, что установить можно 14 значений в диапазоне от 1:2.0 до 1:22 с шагом в половину ступени, кроме значения 1:19 (после 1:16 сразу следует 1:22). При управлении диафрагмой со стороны камеры (при положение «А» кольца управления диафрагмой на объективе) доступны все значения от 1: 2.0 до 1:22 через половину ступени, хотя в практической, не тестовой, съёмке мне не понадобилось закрывать диафрагму более чем 1:8.

Маленькая «щепотка перца»: для поддержки работы механизма стабилизации изображения за счёт сдвига матрицы (Pentax исповедует именно этот подход) требуется вручную вводить или подтверждать значение фокусного расстояния объектива при каждом включении камеры. Автоматическая передача этого параметра объективом в камеру не реализована. Но так как наш объектив не меняет фокусное расстояние, то эта функция не столь важна.

Качество изображения

Изображение, рисунок — главное, за что ценим и оцениваем объективы. В основе оценки проверка резкости в центре кадра по методике и средствами, описанными ЗДЕСЬ (статья «Тестирование объективов в домашних условиях»).

Фото 14. Снимок тестовой миры.

В части резкости Samyang 2.0/135 mm 1:2.0 135mm ED UMC без сомнения на высоте. Даже при полностью открытой диафрагме разрешение в центре кадра составляет как минимум 90 линий на миллиметр. Как получается такое значение говорится как раз в статье «Тестирование объективов в домашних условиях». Вот снимок тестовый миры (Фото 14) и увеличенные фрагменты центральных участков кадров, снятых  с разными диафрагмами (Фото 15, Фото 16, Фото 17).

..
Фото 15. Диафрагма 1:2.0
Фото 16. Диафрагма 1:2.8
Фото 17. Диафрагма 1:4.0

Дистанция до мишени с крестиками в центре кадра (2,8 метра) и масштаб снимка таковы, что плотность горизонтальных штрихов в изображении проецируемом на матрицу составляет 90 линий на миллиметр. Эти штрихи и другие самые мелкие элементы изображения в зоне резкости уверенно различимы. При установке диафрагмы до 1:2.8 растёт контраст (Фото 16), и до диафрагмы 1:4.0 всё замечательно (Фото 17).

Фото 18. Диафрагма 1:5.6.
Фото 19. Диафрагма 1:8.0.
Фото 20. Диафрагма 1:16.

При дальнейшем диафрагмировании резкость падает, сказывается влияние дифракции. На Фото 18 уже чуть заметно падение контраста, на Фото 19 заметно падение резкости, а при диафрагме 1:16 (Фото 20) резкость потеряна основательно.

Хроматизм проявляется цветной окраской деталей изображения в зоне нерезкости. Причем дальше зоны (точки, плоскости) резкости эта окраска зелёная, а ближе  —  сиренево-пурпурная. Зелень заметна на Фото 15 в правом верхнем углу. Но для большей наглядности я предлагаю сравнить фрагменты кадров, выполненных разными объективами — Фото 21, Фото 22 и Фото 23. Эти фрагменты имеют размер 260 х 780 пикселей и охватывают большую часть кадра,  чем Фото 15 — Фото 20, которые имеют размер 260 х 520 пикселей.

Фото 21. Samyang 2.0/135 mm 1:2.0 135mm ED UMC. Снято при диафрагме 1:2.8.
Фото 22. Voigtlander MACRO APO-LANTHAR 125mm F2.5 SL. Снято при диафрагме 1:2.8.
Фото 23. Carl Zeiss Macro-Planar 100mm F2.0. Снято при диафрагме 1:2.8.

Для сравнения подобрал не просто объективы, а легендарные и признанные мэтры (смотрите подписи к Фото 22 и Фото 23). Так вот объективу Voigtlander MACRO APO-LANTHAR 125mm тестируемый Samyang как минимум не уступает. А ведь в моих глазах Voigtlander MACRO APO-LANTHAR по части отсутствия хроматизма был недосягаем для соперников. У другого мэтра наш Samyang в дисциплине «хроматизм» явно выигрывает. Это ни в коем случае не в упрёк «Цейсу», у которого много других достоинств. Получается, что новичок от Samyang Optics не уступает лидеру. Великолепно!

И всё же, до категории «Идеальный объектив» Samyang 135mm не дотягивает из-за наличия эффекта «шифт-фокус» — сравните Фото 15 и Фото 17 . Фотографии сделаны с одной точки, без малейшего изменения фокусировки, (изменялась только диафрагма, причем управление диафрагмой выполнялось от камеры, чтобы не прикасаться к объективу и не сбивать фокусировку). Смещение зоны (точки, плоскости, поверхности) наилучшей резкости при диафрагмировании явно заметно. Правда, этот эффект заметен не на всех дистанциях съёмки, например, при фотографировании на минимальной дистанции (Фото 24, и Фото 25) нет ни малейших признаков эффекта «шифт-фокус».

Фото 24. Samyang 135mm. Дистанция съемки 0,8 метра. Снято при диафрагме 1:2.0.
Фото 25. Samyang 135mm. Дистанция съемки 0,8 метра. Снято при диафрагме 1:8.0.

Рассматриваемый объектив на удивление удачно работает в паре с автофокусным адаптером-экстендером от Pentax — smc PENTAX-F 1.7x AF ADAPTER. Адаптер превращает объектив в автофокусный с фокусным расстоянием 230 мм и светосилой 1:3.5. На минимальной дистанции масштаб съёмки составляет 1: 2,7  — почти макро. Сохраняется отмеченная «пылезащищённость». Но главное то, что различимость деталей при одинаковых масштабах изображения не теряется, резкость не снижается, правда контраст немного падает. Не буду утомлять читателя однообразными фотками; поверьте на слово. Интереснее показать фотографию конструкции Бленда-Samyang-адаптер-камера (Фото 25). Длина конструкции примерно 260 миллиметров.

Фото 26. Объектив с блендой, адаптером и камерой.

 

 

Полевой тест.

Полевой тест интересен тем, что позволяет составить мнение о тестируемом изделии в реальной ситуации, часто сложной, и иллюстрирует результаты практического использования объектива.

Фото 27. Фотоохота.

Сначала сюжет не по назначению объектива — фотохота (Фото 27). Великолепная резкость позволяет вырезать центр кадра, снятый на матрицу APS-C. Снимок вполне в стиле фотоохоты. Ворон, уток, голубей, дятлов, лягушек и других не самых мелких представителей фауны снимать можно. Поймать фокус удалось благодаря неподвижной птице, позволившей отснять множество кадров. Автофокус был бы кстати.  

_
Фото 28. Съёмка в контровом свете.

Следующий, незамысловатый, но трудный случай — съёмка в контровом свете. Трудно найти источник света ярче солнца, соответственно, съемка против солнца, с бликами и отражениями является очень строгим и практически значимым тестом. Так вот: съёмка против солнца не выявила бликов и засветок (Фото 28). Очень хорошо!

Размытие фона, боке.

Фото 29. Размытие фона.

До некоторых пор я избегал и даже отказывался обсуждать тему «боке». Уж очень  много неопределённости и субъективности в этой теме. Но в этом случае попробую.

Простой сюжет с двумя планами (Фото 29) — на переднем плане веточка, задний (фон) — многократно удалён. Естественно, фон сильно размыт и не отвлекает от основного элемента — растения. Такое размытие фона считаю хорошим.

..
Фото 30.

На Фото 30 сюжет более сложный. На заднем плане оказались ветки деревьев. Будучи не в фокусе, эти веточки создают неприятный эффект двоения, а в приведённом примере даже создали некоторую нервозность.

..
Фото 31. Диафрагма f/2.8.

На фото 31 сюжет ещё сложнее; за основным элементом — стволом берёзы множество других деревьев и тоненьких веточек, расположенных на разном удалении. Фон оказался протяжённым в глубину. Степень размытия фоновых элементов зависит от их удалённости. В данном случае ветки в правом верхнем углу оказались размыты слишком сильно  (Диафрагма 1:2.8) и при наложении создали неидеальную картинку.

..
Фото 32. Диафрагма f/5.6.

Диафрагмирование исправляет ситуацию: на Фото 32 размытие фона не столь сильное (диафрагма F/5.6), но ситуация, как ни странно, исправляется. Замечаний нет.

Заключение

Объектив Samyang F2.0/135 mm 1:2.0 135 mm ED UMC это исключительно удачная разработка оптиков фирмы Samyang (или исполнителей заказа фирмы Samyang). Получаемое изображение обладает исключительной резкостью и практически лишено хроматизма. Дисторсия не заметна. Объектив полностью соответствует своему назначению — портретный объектив для полнокадровых (24х36 мм) камер.

Специальное замечание по поводу резкости. Дело в том, что  для реализации резкостных возможностей оптики такого класса необходимы соответствующие, точные, средства фокусировки и средства контроля фокусировки. Ни матовое стекло, ни увеличительная насадка на видоискателе, ни режим Live, ни автофокус (индикатор фокуса) не обеспечиваю необходимой точности — только контрольные снимки. А контрольные снимки убедительно демонстрируют, что малейший поворот кольца фокусировки (доли миллиметров по окружности) приводит к смещению зоны наилучшей резкости на десятки миллиметров в области пространства, и нужный элемент — ресницы, зрачок, росинка — выпадают из зоны резкости.

Замеченные недостатки и придирки: фокусировка тугая,  установка диафрагмы тоже тугая, бленда фиксируется на так уверенно, как в случае использования байонетного крепления. Но самое существенное это отсутствует лапы для крепления на штатив. Правда, справедливости ради, отмечу, что штативной лапы нет у большинства объективов с фокусным расстоянием 135 мм, и даже у многих более длиннофокусных объективов — «двухсотников» и «четырёхсотников». Но эти «эксплуатационные особенности» не формируют изображение, а собственно оптика этого объектива замечательная.

Тем кто снимает на Pentax — уверенно рекомендую этот объектив, а владельцам Canon, Nikon, Sony, Fujifilm — предлагаю, как минимум, обратить на него внимание.

_

Удачных снимков и творческих находок. 

Сергей Александрович.

_